Ритм и мелодия в камне

 

Ритм и мелодия в камне

Танец является одной из высочайших форм представления божественной силы в индийском искусстве...



<FONT color='darkblue'></FONT>РИТМ И МЕЛОДИЯ В КАМНЕ


Индийское искусство, особенно скульптура, в основном носит религиозный характер. Оно воспевает божественное в виде бога Шивы, Вишну и Будды, а также человека, созданного в образе Бога. "Искусство - это созание красоты", - говорит Уилл Дурант. -"Это выражение мысли или чувства в форме, которая кажется прекрасной или сублимной".
Танцы и музыка всегда играли важную роль в религиозной и социальной жизни Индии. Неудивительно поэтому, что существует тесное взаимоотношение между этими видами исполнительного искусства и скульптурой.
По традиции инидийский танец - это демонстрация грации в движении и ритме для прославления богов. "Натья Шастра" мудреца Бхараты - это всеобъемлющий труд, посвященный искусству танца, драмы и музыки. В нем анализируются движения каждой части тела человека от головы до ног. Выполняя ритмические движения, танцор создает язык жестов рук, глаз, головы и ног, а также выражений лица для передачи настроений, эмоций, чувств, акций и идей. Танцор созает окружение, где тема, песня и ритм вместе порождают специфическую эмоцию или чувство (расу). Индийские храмы по всей стране украшены панелями с изображениями грациозных танцующих фигур в роскошном великолепии и музыкантов, играющих на своих инструментах.
Поразительно скульптурные по своей концепции и исполнению, эти храмы воплощают в себе весь спектр индийской культуры и представляют высеченную из камня вселенную.
Для скульпторов создание этих вечных образов само по себе считалось актом поклонения. Они запечатлевали в камне то, что нельзя было передать словами.
В средние века танец стал одним из стандартных элементов ритуала в индуистских храмах. Изучение портретизации танцоров и музыкантов показывает, что скульпторы имели знания об искусстве танца и его кодификации, содержащейся в "Натья Шастре". Танец является одной из высочайших форм представления божественной силы в индийском искусстве, и это видно в передаче роли бога Шивы как "Натараджа", бога танца. Его танец символизирует собой экстаз в движении, ритм которого удерживает вселенную вместе, увековечивая космическую деятельность Созидания, Сохранения и Уничтожения. Святым местом "Натараджа" является великолепный храм Чидамбарама. Внутри его стены украшают панели, отображающие танцоров в 108 различных позах вместе с описательными текстами из "Натья Шастры". Эти фигуры как бы застыли в движении, в ритме музыки, они представляют собой замечательные образцы искусства, полного жизни. Это богатство скульптуры очень полезно для танцоров, оно сослужило хорошую службу при возрождении классического танца в 30-х годах.
Пещеры Аурангабада (VI век) знамениты группой рельефов, отображающих сцены танцев. Танцовщица в середине стоит в позе, полной сладострастия, и, кажется, застыла в раздумье. Её окружают женцины, играющие на музыкальных инструментах. Одна из них играет на бамбуковой флейте, которая и сейчас еще популярна в сельской Индии. Храм Дилвара в Маунт Абу в Раджастхане (XI-XIII) согласно полковнику Джеймсу Тоду является "одним из самых превосходных храмов Индии". Его интерьер представляет собой магический мир белого мрамора. Резьба по нему полна деталей, выполненных с исключительной тщательностью и мастерством, превосходящим все доселе виденное.
Танцующие фигуры на колоннах настолько прекрасны, что кажется, будто они представляют собой воплощение красоты.
Самые замечательные скульптуры, передающие "радость жизни", можно увидеть во всемирно известных храмах Кхаджурахо, построенных королями династии Чандела (X-XIII века). Потрясает компетанция мастеров, вдохнувших в камень страсть жизни. Фигуры полны тепла и подлинного экстаза жизни в прекрасном мире. В скульптурах танцовщиц и музыкантов, чья красота и грация запечатлены в различных настроениях, доминирует движение.
Колоссальный храм Конарка, посвященный богу Солнца, является шедевром инженерии (XIII
век). Он обильно украшен изумительными по красоте фигурами. Ната-мандала (танцевальнрый зал) представляет собой настоящий лексикон танцевальных движений. Извне стены украшают крупные фигуры красивых женцин, играющих на различных музыкальных инструментах. Меньшие по размерам фигуры замерли в разнообразных танцевальных позах. Вместе они создают впечатление праздника музыки и танца для восходящего солнца. Эти экстраординарные фигуры имеют три измерения, и скульптор варьировал соотношения их верхних и нижних конечностей, чтобы создать образы из жизни для зритепля, смотрящего на них снизу.
Мы также можем увидеть исключительной красоты фризы и скульптуры танцовщиц и музыкантов и в ряде других храмов Рамаппы в Палампете, храм Махадева возле Сикара, храмы в Бхубанешваре и Пури, храм Брихадешвара в Танджоре и храм в Дарасураме. Последний является самым выразительным образцом искусства периода Чола, и его поразительные фигуры, танцующие легко и грациозно, напоминают натьявиноду - вечное развлечение, или вечную музыку и танец. Эти грациозные голые тела неизменно украшены разнообразием ювелирных украшений, что не только подчеркивает их очарование, но и служит драпировкой.
Поразительное многообразие скульптур, передающих ритм и меплодию через чарующие образы танцовщиц и музыкантов, ослепляет зрителя своей непревзойденной красотой и великолепием и ошеломляет его своей сложностью. И хотя фигуры не движутся, они полны дремлющей мобильности и исполнены первозданной энергии.
Воспевание женской формы в различных ее перевоплощениях является одним из самых замечательных достижений индийской скульптуры. Согласно С. Ченею, автору "Мировой истории искусства", "эти индуистские фигуры наделены большой степенью ритмического превосходства. Скульптурное качество лежит в направлении чувственной и мелодичной красоты. Объем полон. Ритмы ласкаю и текут... Скульптура из камня редко ухватывала определенную мягкую красоту человеческой фигуры с таким успехом".


Пран Невиль
Журнал "Индия Перспективы" декабрь 1999


Создан 11 янв 2009



  Комментарии       
Всего 1, последний 2 года назад
bitcoins 03 окт 2015 ответить
Класс ))))))))))))))))))))
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником